Отделения >> Лыжные гонки >>Теоретический материал от тренера Рыкова В.В.

   Методы и упражнения для развития функциональных качеств юного спортсмена

                                               Ян Муляк(Польша) «Сильная воля,принципиальность и доброта-эти заметные с первого взгляда черты характера отличали великих тренеров,независимо от того,каким видом спорта они занимались»
                                              Вайцеховский(СССР)»Тренированность-это приспособленность к определённой работе,достигнутая посредством тренировки»
                                               Андерсон(Норвегия) «Побеждает чаще всего тот,кто умнее борется!»
                                   -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                         Методика развития быстроты
      1. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной
      2. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу
      3. Стоя бросить набивной мяч вверх повернуться на 180 или 360 градусов и поймать мяч
      4. Лёжа бросить набивной мяч вверх толчком от груди встать и поймать мяч
      5. В прыжке поймать мяч от партнёра и до приземления бросить мяч обратно
      6. Во время игры в баскетбол по неожиданному,но по заранее оговорённому сигналу тренера принять положение упор присев или упор лёжа или выполнить любое согласованное упражнение.При этом последний выбывает из игры
                                          Методика развития ловкости
      «Ловкость-это способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в переменных 
                                                                                                     условиях»
      1. В ходьбе по кругу на каждый шаг выносить вперёд одноимённую с ногой руку,чередуя этот вид ходьбы с обычным и добиваясь быстрой перестройки
      2. В прыжке вверх хлопок ладонями над головой,перед грудью,за спиной
      3. Бросок мяча в баскетбольное кольцо из положения сидя
      4. Стоя поднять правую руку вперёд и вверх,левую руку в сторону и вверх.Руки опустить.Повторить движение,сменив положение рук
      5. Стоя-правую руку вверх левую вперёд руки опустить и повторить наоборот и т.д.
      6. Стоя-на счёт 1-правую руку в сторону вверх левую вперёд вверх на счёт 2-правую руку в сторону вниз левую руку вперёд-вниз на счёт 3-правую руку вперёд вверх левую руку в сторону вверх на счёт 4-правую руку вперёд-вниз
левую руку в сторону вниз продолжаем сначала медленно,а затем повторяем движения всё быстрее
                                         Методика воспитания гибкости
    «Гибкость-это способность спортсмена выполнять движения с большой амплитудой»
      1. Махи с постепенно увеличивающейся амплитудой(и с небольшим отягощением)
      2. Пружинистые сгибания и разгибания с постепенно увеличивающейся амплитудой(с отягощением)
      3. Статические напряжения-зафиксировать себя в наклоне в положении сидя
      4. Пассивные упражнения с партнёром для увеличения амплитуды(до болевых ощущений)
                                         Методика воспитания силы
     «Сила-это способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий»
      1. Метод максимальных усилий
      2. Метод повторных усилий:повторение до отказа(вес не предельный),повторение упр-я с предельной скоростью
      3. Метод изометрических напряжений(с амортизаторами)
      4. Упражнения с отягощением(с набивными мячами).Броски в парах на макс.силу,броски в парах на макс.темп
                                                     броски или передачи мяча с 3,4,5 и т.д. спортсменами
 
                                          Методика воспитания выносливости
       «Выносливость-способность организма противостоять утомлению»
       Общая выносливость развивается:непрерывный метод,повторный метод,переменный метод, «фартлек»,интервальный метод
        Скоростная выносливость:
                      1.Интервальный метод а) на коротких отрезках с короткими паузами отдыха(аэробно)
                                                              б) на длинных отрезках(аэробно-анаэробно)
                                                              в) серийная интервальная тренировка состоящая из нескольких повторений коротких отрезков в каждой серии.Паузы отдыха между сериями больше,чем между отрезками(аэробно-анаэробно)
                                                              г)повторно-интервальная тренировка с более длинными,чем в серийной тренировке отрезками,с большей напряжённостью работы в каждой серии и увеличенными паузами отдыха между сериями(анаэробное гликоликтическое воздействие)
                                                              д) интервальный спринт-короткие отрезки с максимальной скоростью и с длительными паузами отдыха(анаэробное воздействие)
                       2. Повторный метод      а)повторная работа с равномерной непредельной скоростью(90-95%)для выработки соревновательного темпа,ритма,для стабилизации техники на высокой скорости
                                                               б)повторная работа с непредельной скоростью и ускорением на каждом отрезке.Для воспитания волевых качеств спортсмена.
                                                               в)повторная работа с предельной скоростью.При коротких отрезках развивает скорость.Более длинные отрезки включаются для максимального развития скоростной выносливости и максимального воздействия на волевые качества спортсмена.
                        3. Переменный метод а)с ритмичными колебаниями скорости б)с неритмичными колебаниями скорости и длины отрезков(фартлек) в)с неритмичными колебаниями интенсивности
                        4. Контрольный метод: прохождение соревновательной дистанции в полную силу.
ОЧЕНЬ ЧАСТО ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ КОМБИНАЦИИ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ МЕТОДОВ
 
           Силовая выносливость:              зависит от экономичности энергетических процессов и скорости восстановлен
                                                                 ия энергетических ресурсов в мышцах,от анаэробной производительности 
                                                                 организма.
                                               Упражнения:бег в гору,по песку,по воде,ходьба с буксировкой и т.д.
                     ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  РАБОТА  СО СПОРТСМЕНАМИ
               1. Воспитание  патриотизма 2.Воспитание трудолюбия 3.Воспитание дисциплинированности
            Методы: 1.Личный пример тренера(поведение,внешний вид,манера разговора,чистота речи и т д)
                           2. Убеждение
                           3. Поощрение и наказание
                     ВОСПИТАНИЕ  ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
  Е.ГРИШИН «Занимаясь спортом,мы развиваем не только мышцы,мы воспитываем волю и решительность,закаляем мужество,чтобы в любую минуту выдержать самое невероятное испытание»
  Р.РИЧАРД «В спорте эти слова употребляются чаще,чем где-нибудь ещё.ВОЛЯ К ПОБЕДЕ!!!Воля к победе,а не просто желание победить»
                         Упорство,настойчивость в преодолении трудностей-это выполнение запланированной тренировочной программы,не считаясь с утомлением,болью,сложными метеорологическими условиями-УМЕНИЕ ТЕРПЕТЬ!
                     Всё это вырабатывается обычно при помощи методических приёмов:
                1. Искусственное наращивание усилий по мере наступления утомления.На отрезках этого можно добиться
несколькими путями а)последовательным увеличением скорости до максимально возможной на последнем отрезке
б)объединением двух последних отрезков в один в)увеличением длины или усложнением условия преодоления последнего отрезка(по песку,в гору и тд).Эти формы тренировки исключительно полезны для отработки умения выложиться на финише!
                2.Тренировка в группе  Полезна для сравнительно слабых спортсменов.Пытаясь не отстать они проявляют значительные волевые усилия.Применять осторожно-можно перегрузить
                3.Применение соревновательного метода
                     
                   ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ
Эти качества вырабатываются в процессе многолетних занятий спортом.Особенно важна роль тренера,умеющего всегда и в любой обстановке быть предельно выдержанным и спокойным,пресекать излишнюю эмоциональность и 
невыдержанность.Опытный тренер создаёт обстановку,которая способствует выработке у спортсменов выдержанного,уравновешенного характера.
 
                   ОЦЕНКА ПЕРЕНОСИМОСТИ СПОРТСМЕНОМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Признаком того,что тренировочные нагрузки соответствуют возможностям организма спортсмена,является его хорошее настроение,желание ещё тренироваться,крепкий сон,хороший аппетит.Как это контролировать?Прежде всего это анализ тренировочного процесса,контрольное тестирование,самоконтроль спортсмена(дневник тренировок),врачебный контроль.
 
 
              Эти приёмы тренировочной работы помогали мне в достижении целей,которые вместе со спортсменами ставил перед собой.Надеюсь эти методы помогут тренерам СШОР №3 в достижении высоких результатов в воспитании юных спортсменов.